Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика обучающихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкая академия управления и государственной службы» (далее - ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС») является обязательным элементом основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Учебная (ознакомительная) практика относится к циклу «Практики» Б2.О.01 (У) ОПОП ВО магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (профиль: Юриспруденция), и предусматривается учебным планом.
Общая трудоемкость учебной (ознакомительной) практики составляет 3 кредита, 108 часов.
Учебная (ознакомительная) практика для обучающихся образовательной программы магистратуры носит ознакомительный характер по получению первичных знаний и навыков, закреплению теоретических знаний, приобретенных при изучении юридических дисциплин.
Цель учебной (ознакомительной) практики - получение обучающимися общего представления об объектах профессиональной деятельности, знакомство с основами будущей профессиональной деятельности, получение сведений о специфике направления подготовки
40.04.01 Юриспруденция (профиль: Юриспруденция), что способствует осознанию выбора обучающимся своей профессии.
Задачи учебной (ознакомительной) практики определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки и включают в себя:
-приобретение навыков работы с процессуальными и иными документами;
-проверка и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
-углубленное изучение законодательства; освоение на практике приемов работы с нормативными материалами (законами, постановлениями, ведомственными актами);
-формирование навыков поведения при работе с правовой информацией; выполнение индивидуального задания.
Местом проведения учебной (ознакомительной) практики для обучающихся является Лаборатория юридических консультаций ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС».
Практические занятия должны быть неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Данный вид практики регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является самостоятельным видом учебной деятельности, включенным в соответствующий раздел учебного плана, и занимает важное место в структуре основной образовательной программы высшего образования.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Современные научные исследования в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка
Рассмотрим научные исследования в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также уголовно-правовой охраны в современных условиях:
Во-первых, статья Тюрина И.А. «Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях». Данная научная статья посвящена анализу особенностей обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях. Особые условия в рамках настоящего исследования - различные чрезвычайные ситуации, которые требуют перехода подразделений ОВД на специальный режим службы. В статье рассматриваются методы и подходы к управлению общественным порядком в контексте сложных ситуаций. Особое внимание уделяется организационным аспектам взаимодействия между правоохранительными органами, гражданской обороной и другими учреждениями в условиях непредвиденных событий [17, с. 347].
Во-вторых, статья Марунденко Н.О. «Особенности применения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности». В настоящей публикации автором установлены особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность с акцентом на привлечение к данной ответственности по законодательству субъектов федерации, в частности, Республики Крым [11, с. 74].
В-третьих, статья Орехова Н.А. «К вопросу о правовом регулировании охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности». В статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, приводится сравнительная характеристика ФЗ «О полиции» и ФЗ «О милиции», исследуются формы участия граждан в охране общественного порядка [12, с. 114].
В-четвертых, статья Сибгатуллин Ф.С. «Общественный порядок и общественная безопасность в Российской Федерации: проблемы определения понятий и роль войск национальной гвардии в их обеспечении (теоретико-правовой аспект)». В статье проанализированы понятия «общественный порядок», «охрана общественного порядка» и «общественная безопасность» [15, с. 7].
В-пятых, статья Литвина Л.М. «К вопросу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий». В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся обеспечения общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел при проведении публичных, массовых мероприятий. Затронуты проблемные вопросы привлечения лиц к административной ответственности по ст.20.2 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. 212.1. УК РФ. На основе анализа совершенных правонарушений в этой сфере, авторы приводят перспективные направления, в вопросе обеспечения правопорядка при проведении публичных мероприятий [9, с. 421].
В-шестых, статья Цветова С.В. «Актуальные вопросы использования беспилотных летательных аппаратов для обеспечения общественной безопасности Российской Федерации и общественного порядка». В статье рассматриваются основания применения органами внутренних дел беспилотных летательных аппаратов при выполнении мероприятий по обеспечению правопорядка. Обозначены преимущества и приоритетные направления для их использования. В заключении представлены аргументированные выводы, указывающие на необходимость совершенствования норм Российского законодательства по вопросу закрепления беспилотных летательных аппаратов как специальных средств органов внутренних дел Российской Федерации [18, с. 302].
В-седьмых, статья Ташева Г.Р. «Взаимодействие правоохранительных органов с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных публичных мероприятий». В исследовании подчеркивается необходимость тесного взаимодействия правоохранительных органов с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых и иных публичных мероприятий. В статье указывается основные возможные недочеты в деятельности органов внутренних дел, которые могут создать условия для совершения гражданами противоправных деяний, в том числе групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки. Авторами предлагаются основные направления деятельности, требующие должного внимания для обеспечения выполнения ими своих служебных обязанностей максимально эффективно с целью обеспечение проведения подобных мероприятий в рамках законодательного поля. Также рассматриваются способы обеспечения взаимодействия правоохранительных органов с населением с учетом современных реалий в стране и геополитическом пространстве [16, с. 181].
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, регулируются главой 20 КоАП РФ [2].
Общественный порядок - это система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей. Её цель - обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций.
Общественная безопасность - это система общественных отношений, возникновение, изменение, прекращение которых обусловлено источниками повышенной опасности. Она урегулирована специальными организационно-техническими правилами и направлена на предотвращение и устранение угрозы для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей среды и других объектов правовой охраны.
К административным правонарушениям, угрожающим общественной безопасности, относятся нарушения правил приобретения, производства, передачи, продажи, ношения, хранения, экспонирования, коллекционирования, учёта или уничтожения оружия и патронов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий.
Выделим признаки административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность:
Объект - охраняемый законом общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона может характеризоваться как действиями (например, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах), так и бездействием (например, нарушение требований пожарной безопасности).
Состав правонарушения формальный, не требующий наличия ущерба для наказуемости деяния.
Субъектами могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Каждому такому правонарушению свойственны наличие общественного места и общественная опасность.
Виды административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность: нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение требований пожарной безопасности (продажа продукции или оказание услуг без сертификата соответствия,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
Специальная литература:
4. Весельский, С. В. Административные наказания, применяемые за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / С. В. Весельский // Студенческий форум. – 2023. – № 25-1(248). – С. 61-64.
5. Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39.
6. Королев, В. С. Проблематика определения вида административного наказания за административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность, связанные с нарушением требований пожарной безопасности / В. С. Королев // Юридическая наука и практика. – 2024. – № 3. – С. 105-109.
7. Кострова О.В. Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах / О.В. Кострова // Административное право и процесс. 2023. № 9. С. 61 - 64.
8. Левченко, В. Д. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / В. Д. Левченко // Молодой ученый. – 2023. – № 52(499). – С. 277-279.
9. Литвина, Л. М. К вопросу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий / Л. М. Литвина, Р. Р. Галяутдинов // Евразийский юридический журнал. – 2024. – № 6(193). – С. 421-422.
10. Магомедханова, К. Ф. Механизмы защиты внутрисемейных отношений в области предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений / К. Ф. Магомедханова // Юристъ-Правоведъ. – 2024. – № 2(109). – С. 30-36.
11. Марунденко, Н. О. Особенности применения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности / Н. О. Марунденко // NovaUm.Ru. – 2024. – № 47. – С. 74-76.
12. Орехова, Н. А. К вопросу о правовом регулировании охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности / Н. А. Орехова // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. – 2024. – № 6. – С. 114-119.
13. Пашкова, Е. Н. К вопросу определения понятия "общественное место" по административному законодательству Российской Федерации / Е. Н. Пашкова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2022. – № 3(48). – С. 25-32.
14. Приходько В.Е. Применение сотрудниками полиции предусмотренных законом мер принуждения в случае отказа водителя выполнить законные требования: обеспечить доступ в транспортное средство, выйти из него, предъявить документы: методические указания / В.Е. Приходько, К.П. Абакумов, Д.А. Тарасенков. М.: НЦ БДД МВД России, 2020. 24 с.
15. Сибгатуллин Ф. С. «Общественный порядок и общественная безопасность в Российской Федерации: проблемы определения понятий и роль войск национальной гвардии в их обеспечении (теоретико-правовой аспект)» // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. №3 (34).
16. Ташева, Г. Р. Взаимодействие правоохранительных органов с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных публичных мероприятий / Г. Р. Ташева // Право и управление. – 2024. – № 2. – С. 181-183.
17. Тюрин, И. А. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / И. А. Тюрин, Д. В. Сороколетова // Молодой ученый. – 2024. – № 5(504). – С. 347-350.
18. Цветов, С. В. Актуальные вопросы использования беспилотных летательных аппаратов для обеспечения общественной безопасности Российской Федерации и общественного порядка / С. В. Цветов, Т. А. Недоступенко, Н. Н. Чаплыгин // Евразийский юридический журнал. – 2024. – № 8(195). – С. 302-304.
19. Щеглов Р.П. Презумпция виновности и объективное вменение по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, на современном этапе развития административно-процессуальных отношений / Р.П. Щеглов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2023. № 2 (66). С. 1 - 7.
20. Ярославский, М. А. Профессиональная готовность сотрудников полиции к правомерному применению физической силы в процессе охраны общественного порядка / М. А. Ярославский // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 94-97.